Палеонтологи ТГУ приступают к реализации уникального проекта

13 Октября 2015

Палеонтологи Томского государственного университета приступают к реализации уникального проекта, который может перевернуть традиционное представление о существовании динозавровой фауны на территории Сибири.

SV.jpg

Главные местонахождения древних ящеров сосредоточены в Китае и Монголии, и до недавнего времени их поиск на севере Азии считался малоперспективным. Результаты раскопок палеонтологов ТГУ, начатых в 1995 году на территории Кемеровской области, опровергли это утверждение. В районе села Шестаково ученые обнаружили богатейшую фауну континентальных позвоночных раннего мела (около 100 млн. лет назад), состоящую из рыб, земноводных, млекопитающих, птиц и рептилий, включая самую многочисленную группу – динозавров.

В том числе были найдены окаменевшие кости титанозаврида – одного из самых крупных ящеров, когда-либо живших на Земле. Палеонтологи ТГУ считают, что на территории Сибири есть еще много районов, где десятки миллионов лет назад были захоронены позвоночные мезозоя, и собираются открыть эти места.

– В бассейне реки Чулым мы открыли ряд местонахождений динозавровой фауны, но добраться туда крайне сложно, – говорит заведующий лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ТГУ Сергей Лещинский. – Такой экспедиции должна предшествовать очень серьезная подготовка, которая требует не только технической оснащенности, но и хорошей физической формы от ее участников.

Ученый отмечает, что районы, в которых обитали сибирские динозавры, в основном, являются рефугиумами, то есть местами, где виды сохранялись, в то время как на других территориях они уже вымерли. В рамках научного проекта, к которому подключатся ученые из нескольких стран, планируется исследование этих районов.

Не меньший интерес для исследователей представляет и изучение местонахождений мамонтовой фауны. Этим палеонтологи ТГУ занимаются уже четверть века. В августе и сентябре 2015 года в ходе экспедиции в Новосибирскую область специалисты раскопали остатки одних из самых молодых мамонтов на континенте, причем обитали они, по всей вероятности, в самом южном рефугиуме из ныне известных. Сейчас палеонтологи решают вопрос с датировкой уникальных экспонатов.

– Для того чтобы максимально точно определить возраст наших находок, будет использоваться метод прямого радиоуглеродного датирования на комплексе ускорительного масс-спектрометра (AMS), – рассказывает Сергей Лещинский. – В России этим занимается только ЦКП «Геохронология кайнозоя» Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Для большей достоверности мы планируем провести перекрестное датирование в одном из зарубежных научных центров. Возможно, этим займутся специалисты одной из лабораторий Университетов Оксфорда (Англия), Аризоны (США) или Киля (Германия).

terraoko-2013-09-18-45-8.jpg

Добавим, что международный проект, к которому на разных этапах смогут подключаться ученые Америки, Германии, Великобритании, Польши и Нидерландов, будет реализован под эгидой Центра исследования Сибири «Транссибирский научный путь» (Transsiberian Scientific Way), созданного в ТГУ в августе 2015 года. Партнерами ТГУ выступают ЦКП «Геохронология кайнозоя», Зоологический институт РАН, Русское географическое общество, Институт систематики и эволюции животных (Краков), Университеты Джоржии и Аризоны, Королевский университет Белфаста, СПбГУ, Университет Киля, Оксфордский университет и ряд других крупных научных центров.

Результаты исследований ученых позволят не только определить места и условия обитания динозавровой и мамонтовой фауны на территории Сибири, но и восстановить картину того времени, когда на Земле происходили глобальные изменения, повлекшие за собой «великие массовые вымирания».