Привлечение бизнеса к управлению

17 Ноября 2015

Привлечение руководителей из бизнеса на управленческие позиции в вузах обсудили на экспертной дискуссии в рамках Международной конференции «HR-Тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры» в ТГУ.

В высшем образовании России все более актуальным становится вопрос о том, стоит ли привлекать на ключевые позиции представителей бизнеса. Некоторые вузы уже пошли на это, другие планируют осуществить подобные проекты.

 Университеты становятся все более похожими на крупные корпорации: вузы выстраивают корпоративную деятельность, сохраняя свои особенности и социальную миссию, – начал разговор модератор дискуссии Андрей Ракитин, руководитель практики «Образование» компании Odgers Berndtson. – Всеобщая глобализация и развитие ИТ-технологий приводят к сильнейшей конкуренции вузов между собой и с образовательными онлайн-платформами. На фоне этого рождается новая парадигма – стремление к эффективности и проблемы ее достижения. Эти вопросы традиционно ставит перед собой бизнес. Поэтому представители бизнеса, руководители из этой сферы могут оказаться полезными для университетов,  особенно тех, кто принимает участие в программе повышения конкурентоспособности. 

HRbusiness_2.jpgСвоим опытом поделились представители менеджмента университетов, пришедшие в свое время в вуз из бизнес-структур, руководители рекрутинговых компаний и другие участники дискуссии. Они обсудили плюсы и минусы для обеих сторон – вуза и бизнесмена, придя к пониманию, что каждый конкретный случай участия представителей бизнеса в управлении университетом должен быть рассмотрен отдельно: с какой целью привлекать, на какую позицию, имеет ли руководитель предприятия опыт работы в академической среде и т.д.

Мнение о главном различии в деятельности университета и бизнеса высказала Лариса Тарадина, руководитель направления международных программ университетского лидерства проекта 5-100:

 Образование – это общественное благо и процесс. Эта миссия позволяет университетам существовать столетиями. Бизнес живет по другим принципам, когда главное – конечная цель, достижение какого-либо результата и получение прибыли. В этом основное противоречие вопроса о привлечении бизнесменов на управленческие позиции в вузы. 

HRbusiness_1.jpgЗаключительная часть дискуссии была посвящена обсуждению того, какие условия могут удержать, а какие – отпугнуть руководителя, пришедшего в вуз из бизнеса. Среди основных причин того, что менеджеры предприятий не могут прижиться в университетах, назывались сложность принятия ключевых решений внутри вуза, недоверие научно-педагогического коллектива к «пришлому» руководителю, неготовность представителей бизнеса работать в атмосфере коллегиальности, их нежелание вникать в особенности академического и научного процесса.

Подводя итог обсуждению, Андрей Ракитин заметил:

– Мы пришли к соглашению, что привлекать руководителей из бизнеса в вузы стоит, но в этом процессе нужно исходить в первую очередь из целей и задач, которые ставит перед собой вуз на ближнюю и дальнюю перспективу. И второй момент:  нужно смотреть не на то, ОТКУДА приходит новый руководитель, а на то, ЧТО он способен дать конкретному университету. Это очень важно. 


Международная конференция «HR-Тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры» прошла в Национальном исследовательском Томском государственном университете 13–14 ноября 2015 г. Цель конференции: создание сообщества исследователей и практиков, работающих в области развития человеческих ресурсов и изменения корпоративной культуры, ориентированных на управление изменениями в университетах, сообщается на сайте ТГУ. В мероприятиях конференции приняли участие руководители и специалисты по управлению персоналом университетов-участников проекта «5-100», эксперты в области Human Capital Management, представители лучших практик в области управления сотрудниками с высоким потенциалом (HiРо), руководители и специалисты по управлению персоналом и изменениям в сфере корпоративной культуры.