Бизнес должен быть открыт для студентов

12 Сентября 2014

С 11 по 13 сентября в Томске прошла XII Международная Конференция Тройной спирали, посвященная анализу взаимодействия университетов, промышленности и органов государственной власти «Тройная спираль и экономический рост, основанный на инновациях: новые горизонты и решения». Конференция откроется мероприятиями в ТГУ. Первый день конференции прошел в ТГУ.

Первым с докладом выступил Геннадий Кобзев, начальник отдела международного сотрудничества ТУСУР. По его словам, существует большая сеть компаний – около 150, основанных выпускниками, а также сотрудниками ТУСУРа. С руководителями компаний университет старается поддерживать контакты: приглашает их на встречи со студентами, во время которых они делятся опытом создания инновационных предприятий; также топ-менеджеры и ведущие специалисты наукоемких предприятий выступают экспертами, консультантами при проектном и дистанционном обучении студентов. Эти образовательные технологии в ТУСУРе являются приоритетными.

- Наши лаборатории работают 24 часа в сутки, студенты могут работать в них над своими проектами, - отметил спикер. – Мы планируем объединить проектно-ориентированное образование с дистанционным, чтобы все наши студенты могли получать доступ к базе знаний. Мы стремимся сделать так, чтобы у студентов были виртуальные наставники, чтобы профессора и успешные бизнесмены консультировали ребят онлайн.

Опыт Северо-восточного университета в Бостоне, известного тем, что его студенты учатся и работают одновременно, представил бизнесмен из США Даниэль Сатински. Он рассказал, что университет разработал обширную сеть работодателей – порядка 3 тысяч компаний, фирм, которые трудоустраивают студентов. Кроме того, университет запустил программу предпринимательского обучения, которая содержит образовательную часть и инкубационную.

- Сейчас наш университет является акселератором различного рода предприятий. А началось все в 2009 году, когда студенты обратились к нам с просьбой: у нас есть масса идей, мы хотим быть предпринимателями. Научите нас! – рассказывает Даниэль Сатински. – Сначала студенты набрасывают идеи, а потом отбирают наиболее востребованные обществом. Профессора имеют предрассудки, им подчас сложно оценить актуальность идей. А у студентов – свежий взгляд, к тому же они охотнее взаимодействуют друг с другом. Так складываются бизнес-команды.

По словам Даниэля, студенты получают консультационную поддержку как со стороны профессоров, так и со стороны опытных бизнесменов. Они рассказывают о навыках, которые необходимы на определенном этапе: как начать свое дело, что можно ожидать в будущем, как принимать критику своего бизнес-плана, как справиться с неудачей? То есть оказывают своего рода наставнические услуги.

Как рассказал следующий спикер – Генрих Уайт, проректор по инновациям Нижегородского государственного университета, в США инновационная экономика создавалась полвека, в России этот процесс начался лет десять назад. Причем сверху вниз: стали создаваться особые экономические зоны, масштабные технопарки. Хотя нужно было начинать с изменения установок ученых, усиления их мотиваци.

- В России есть фундаментальная наука, передовые технологии. К сожалению, чаще всего они остаются в лабораториях, не выходят в жизнь, в реальную экономику, - считает Уайт. - Нам нужно создавать мосты между различными игроками, чтобы понимать, что нужно бизнесменам и доносить их требования до ученых, до лабораторий. И наоборот: профессорам важно понять ценность технологий, которые они разрабатывают, чтобы успешно заниматься их коммерциализацией. Интеллектуальная собственность – один из биржевых активов университета.

Паиви Карунен, научный сотрудник Университета Аалто (Финляндия) рассказала, что вуз, в котором она работает, считает инновационным. Создан он был в 2010 году в результате слияния трех вузов. Это было сделано для того, чтобы совместить науку и искусство, технологии и бизнес. По ее словам, в Финляндии еще недавно предпринимательство выбирали немногие. Молодые люди ошибочно думали, что только тот, кто не нашел работу в большой компании, создает свою маленькую.

- У нас есть студенты в области искусства, для которых бизнес – ругательное слово, - рассказывает Карунен. - Есть инженеры, которым нравится создавать технологии, но с бизнесом они на расстоянии вытянутой руки. Как же сделать так, чтобы студенты сблизились с предпринимателями? Для этого нужно создавать физическое пространство для взаимодействия. Мы называем эти пространства фабриками – у нас есть фабрика услуг, дизайна и другие, где студенты, руководствуясь советами звезд бизнеса, начинают свои стартапы или обкатывают идеи. Тут очень важна открытость бизнеса для студентов: предприниматели должны рассказывать о своей работе, технологиях, предупреждать о подводных камнях, вдохновлять…