Совместно с Университетом Маастрихта (Голландия) реализуется проект по внедрению проблемно ориентированного обучения – PBL-технологий (Problem-based Learning) – в образовательную практику ТГУ. В рамках проекта будет создан центр компетенций в области проблемно ориентированного обучения. Пути реализации этой задачи проректор по учебной работе ТГУ Виктор Дёмин обсуждал во время визита в Нидерланды.
Проблемно ориентированное обучение (PBL) отличается смещением акцента обучения с преподавателя на студента. К характеристикам PBL можно отнести ориентацию на личность, организацию процесса обучения вокруг проблемы, большую долю самостоятельной работы по получению необходимых для решения проблемы знаний, а также направленность на работу в небольших группах, где преподаватель выступает в качестве модератора.
На сегодняшний день проблемно ориентированное обучение внедрено на всех факультетах Университета Маастрихта, который входит в мировой ТОП-100 рейтинга QS. В ноябре 2015 года был инициирован проект по внедрению PBL-технологий в ТГУ.
– Тогда речь шла о внедрении в ТГУ этой технологии со всеми материалами Университета Маастрихта. После стажировок у голландских коллег стало понятно, что просто перенести их разработки на нашу почву не удастся, – пояснил Виктор Дёмин. – Поэтому во время визита мы обсуждали другой вариант – совместную разработку методик и учебных материалов, которые подходят именно нашему университету.
В Университете Маастрихта состоялись встречи с Мартином Паулем, президентом университета, Ханом Аартсом, директором MUNDO (центр по международному взаимодействию в академическом развитии), Хармом Хосперсом, проректором по образованию (Edlab – центр инноваций в образовании).
В результате на всех уровнях в Университете Маастрихта достигнуты договоренности о совместной разработке материалов, ориентированных на направления и дисциплины ТГУ, подготовке преподавательских кадров для осуществления этой технологии в нашем университете и создании на базе ТГУ центра компетентности в области PBL.
Сейчас рабочая группа Томского государственного университета готовит свои предложения по совместной работе на ближайшие два года. Предполагается, что преподаватели и эксперты Университета Маастрихта, в основном, будут осуществлять консалтинговые функции (очно и дистанционно), а также повышение квалификации и переподготовку преподавателей, инструкторов, тьюторов для реализации PBL в ТГУ.
Добавим, голландским коллегам также были представлены подходы ТГУ к организации стратегических академических единиц, видение образовательного ландшафта университета и трансформации учебного процесса. Президент Мартин Пауль высоко оценил концепцию «ТГУ 3.0» и оставил у себя презентацию, чтобы показать коллегам. «Мы считаем, что у нас университет 2.0, а вы уже на 3.0 нацелились», – пошутил Мартин Пауль.