Слово ректору:

17 Марта 2015

20-21 марта в Томске состоится защита «дорожных карт» вузами, входящими в проект ТОП-15. Она будет проходить перед Международным советом под председательством министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова. И если месяц назад в Томск на семинар-конференцию приезжали руководители проектных офисов 15 вузов, то теперь приедут ректоры всех этих университетов вместе с командами из 5-15 человек. На презентацию каждой «дорожной карты» отводится всего 40 минут. Презентация должна быть на английском языке. Томский госуниверситет – одна из основных площадок, где будут проходить главные мероприятия этой напряженной двухдневной процедуры. Поэтому, кроме 40 минут на презентацию карты, у нашего университета будет еще около 3,5 часов на то, чтобы показать себя во всем многообразии и потенциале. С одной стороны, это привилегия для принимающей стороны, с другой – сложнейшая задача, учитывая ограниченность времени.

Другого подобного визита Международного Совета и полного состава ректоров ведущих российских вузов в Томск в ближайшие годы не будет. Необходимо максимально использовать все возможности этой, по-своему, уникальной ситуации для формирования высоко позитивного впечатления о двух томских университетах, вошедших в программу ТОП-15. Думаю, что те перспективные оценки, которые получат ТГУ и ТПУ по итогам защиты своих «дорожных карт» (в контексте общих впечатлений о них после более близкого знакомства), и станут основанием для определения Международным советом их дальнейшей судьбы. Напомню, что на этом заседании Совета будет приниматься решение о финансировании программы в 2015 году, а в следующем году, судя по всему, из программы будут исключены наименее конкурентоспособные университеты. Учитывая всё это, трудно переоценить для нас ответственность грядущего на этой неделе события.

Что было сделано нами за предыдущие два года, то есть на первом этапе реализации «дорожной карты» ТГУ? Была проведена концентрация ресурсов по приоритетам, созданы центры превосходства, реорганизована структура управления; сформирована организационная структура, обеспечивающая реализацию проекта трансформации; проведено проектное вовлечение персонала в процессы трансформации университета; расширена интернационализация исследовательской и образовательной деятельности.

Что составляет суть «дорожной карты» второго этапа повышения конкурентоспособности ТГУ (2015-2016 годы), и что мы будем презентовать на Совете? В процессе целого ряда стратегических сессий и общей оценки общественно-экономической ситуации нам стало понятно, что университет мирового класса сегодня не возможен без эффективной системы трансфера технологий в экономические и социальные блага как важнейшего инструмента повышения качества жизни человека и общества, в целом. В ТГУ в этом направлении сделано уже много: созданы центр трансферных технологий и центр коммерциализации, бизнес-инкубатор, инжиниринговый центр. Отсюда главной задачей последующих двух лет является интеграция всего этого в единую экосистему инновационной деятельности – систему c самоподдерживающимися изменениями. Ключевым здесь является построение интерфейса, связывающего университет, экономику и общество.

Одним из наиболее перспективных проектов такого интерфейса является создание в Томске центра трансляционной медицины совместно с Сибирским государственным медицинским университетом и институтами РАН и РАМН. Основная задача трансляционной медицины состоит в максимально эффективном переводе результатов фундаментальных научных исследований в инновации, востребованные в здравоохранении. У нашего университета имеются серьезные наработки, связанные с медицинским материаловедением и приборостроением. Используя потенциал наших коллег, мы можем создать эффективный инструмент быстрого трансфера этих технологий в сферу практической медицины. Это будет один из трех центров трансляционной медицины в России. Мы настроены на получение первых результатов в виде работающих технологий уже в 2016 году.

Кроме того, мы окончательно поняли, что можем производить (и уже производим) четыре типа инновационных продуктов и технологий: 1) связанные с фундаментальными исследованиями; 2) инновационно-образовательные; 3) обеспеченные конкретными заказами со стороны государства и бизнес-партнеров; 4) социальные. Поскольку это разные типы продуктов и технологий, постольку они требуют различных алгоритмов выведения их на российский и международный рынок. В свою очередь, отработка и внедрение этих алгоритмов требуют новых профессиональных компетенций от людей. В частности, способности выстраивать внятные деловые коммуникации как с учеными-разработчиками и научными коллективами, так и с заказчиками – производственными предприятиями и компаниями, различными государственными структурами; а также умения ставить и решать задачи в определенный срок и в рамках выделяемого бюджета. Формированием таких компетенций раньше в ТГУ не занимались.

При этом выяснилось, что в университете за долгие годы накопилось огромное количество не внедрённых патентованных разработок, существенная часть которых может быть коммерциализована в настоящее время. И теперь начинается большая работа по аудиту потенциала и востребованности этих разработок. Я сам лично почти каждую неделю встречаюсь с представителями компаний – потенциальных партнеров ТГУ. Например, прошли рабочие совещания с руководителями Межгосударственной корпорации развития, ОАО «Двигателестроительная корпорация», компании «Фармконтракт», корпорации «Росхимзащита» и других крупных компаний и предприятий. Оказывается, их потребности в новых технологиях и продуктах очень высокие. Они готовы инвестировать в них, строить новые производства.

Но для этого нужно сформировать соответствующую инфраструктуру и подготовить людей с соответствующими компетенциями. И как я уже сказал выше, большая часть этой инфраструктуры у нас уже есть, просто её нужно объединить и перенастроить под конкретные задачи. Тогда инновационный движок станет драйвером развития всего университета. Через производство инноваций должны измениться и другие базовые для университета процесса – образовательная и научно-исследовательская деятельность. Иначе говоря, нам нужно научиться быстро конвертировать научные знания в технологии и продукты. И тогда это потянет за собой всё остальное. Появится заказ на науку и на подготовку нужных специалистов. Будут деньги от инвесторов.

Конечно, такой инновационный движок нельзя запустить на пустом месте. Трудно не согласиться в этом с нашими экспертами из «Сколково». Однако, они были крайне удивлены (если не сказать - изумлены), когда узнали, что в «заповедном пространстве» ТГУ существует около… 400 еще нереализованных разработок технологий и продуктов для экономики и иных сфер жизни общества. И это в то время, когда в большинстве других университетов «уже всё давно выгребли». В чем причина такого «чуда»? В том, что многие годы (и до сих пор) объем фундаментальной науки у нас очень высок. И все эти разработки являются ничем иным, как побочными продуктами фундаментальных исследований. Никто никогда не ставил задачи сделать эти конкретные продукты. Они появились «сами собой». И накопилось этого добра в наших закромах очень много. А если мы поставим специальную задачу, чтобы в процессе фундаментальных исследований появлялись и соответствующие продукты, то их станет еще больше. Это называется «мы ещё не старались». И именно это и дает нам основание надеяться на рывок.

Конечно, что-то, возможно, из этого «списка четырехсот» и устарело. Но очень многие вещи при определенной доработке могут стать инновационными продуктами. Недавно в одну из корпораций мы выслали предложение, включающее 25 разработок, и получили ответ, что «им интересно всё». Сейчас мы готовим презентацию по этим разработкам. А по одному из продуктов нам было сказано, что если его характеристики подтвердятся соответствующей экспертизой, то компания готова заключить по нему контракт с нашим университетом на 10 лет.

Всеми этими вопросами – изучением потенциала данного продукта на рынке, наличия его аналогов, поиском конкретных заказчиков и прочим, должен заниматься не его непосредственный ученый-разработчик, а специальная инфраструктура. Перед учеными никто никогда подобных задач не ставил. Они как считали нужным, так и работали. В создании подразделений, которые могут решать все эти проблемы, и состоит основной смысл инновационной экосистемы. Однако это не значит, что задача университета сводится только к созданию инновационных продуктов и технологий и выведению их на рынок. Университет должен заниматься своим основным делом - научно-образовательной деятельностью. Но надо создать инструменты, которые бы позволяли это делать на высоком уровне, не мешая процессу получения и производства знания.

Таким образом, главным результатом работы университета в ближайшие два года должно стать формирование инновационной экосистемы. А главным изменением – внедрение культуры научного поиска, которое мы будем поощрять вместе с компаниями-партнерами. Но ненужно рассматривать это как «тотальную коммерциализацию» университета. В данном случае - это надстройка над тем мощным фундаментом, который уже сложился. Она позволит этот фундамент сохранять и приумножать. Это крайне необходимо, так как сегодня на поддержание этого фундамента ресурсов критически не хватает. И нам нужно создать интерфейс, который бы обеспечивал постоянный приток средств для развития наших фундаментальных школ и лабораторий. В этом смысл предлагаемой нами стратегии, которую мы надеемся достойно защитить на мартовском Международном совете.

Примечание:

По решению Правительства Российской Федерации весной 2013 г. был образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров - постоянно действующий международный совещательный орган, созданный для рассмотрения вопросов развития ведущих российских университетов. Совет является главным управляющим органом Проекта. Международный Совет рассматривает отчеты вузов по реализации планов мероприятий, дает предложения по объемам финансирования, а также готовит для Минобрнауки России рекомендации о продолжении поддержки университетам Проекта.

В состав Совета вошли иностранные и российские представители научно-академического сообщества, государственные деятели, ответственные за реформы в образовании, признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования.

http://5top100.ru/council/