Слово ректору:

6 Апреля 2015

Сразу после большого Международного Совета у меня и проректора по международным связям ТГУ Артема Рыкуна состоялось деловое турне по Юго-Восточной Азии. В его программу вошли Восьмая конвенция QS WorldClass в Пхукете и подписание соглашений о сотрудничестве с тремя ведущими университетами Малайзии.

Начало этой поездки совпало с печальным событием: 22 марта ушел из жизни великий создатель сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю. В связи с этим в стране был объявлен недельный траур, и лидеры всех ведущих государств выразили народу Сингапура своё соболезнование. Однако это невосполнимая потеря не только для сингапурцев, но и для всех, кто считал премьера Ли своим учителем. А учиться было чему: за тридцать лет руководства Сингапуром он сумел превратить беднейшую страну (по сути, большую рыбацкую деревню) в один из крупнейших мировых финансово-экономических центров. С Ли Куан Ю советовались многие лидеры. И, судя по высоким темпам развития стран-«азиатских тигров», эти советы были полезными.

Интересно, что сам премьер Ли получил блестящее, по западным стандартам, образование: он окончил Лондонскую школу экономики и Кембриджский университет. Но в преобразованиях Сингапура он предпочел опираться не на западные идеи, а на национальные и общеазиатские культурные (конфуцианские) ценности и традиции с их приматом коллективизма над индивидуализмом и компромисса над конфликтом. При этом образованность человека является  важнейшим критерием оценки личности. Соответственно, продвигается по карьерной лестнице быстрее тот, кто лучше образован.

Сингапур – это небольшое, но многонациональное государство. Обязав всех выучить английский язык, скрепляющий нацию, Ли Куан Ю при этом настаивал: «Не следует ссориться по поводу различия религий, культур и национальностей. Иначе все просто развалится. Просто живите спокойно и давайте жить другим». Вот еще несколько его высказываний: «В современном мире ваша ценность определяется вашими навыками и знаниями. Вы можете быть гением, но если вам нечего предложить на рынке труда, то чего вы стоите?»; «Если мы не сможем усилить свою команду талантливыми иностранцами, то и попасть в высшую лигу государств мира нам тоже не удастся»; «Если мы можем расти, но решим этого не делать, то мы глупы».  

Сегодня Сингапур – это третье по процветанию государство в мире по оценке МВФ и четвертое – по оценке Всемирного банка. При этом нигде больше потрясающий успех страны (если не всего юго-восточного азиатского региона) не связывается настолько с личностью одного человека. Ли Куан Ю доказал, что для настоящего «экономического чуда» не нужны столетия. Тем самым он дал надежду всем, кто стоит только в начале пути. И не важно, идет ли речь о стране, компании или университете.  Поэтому неудивительно, что многое теперь я воспринимаю через призму впечатлений, полученных в процессе поездки в Юго-Восточную Азию, где повсеместно смерь отца-основателя Сингапура была воспринята так же близко, как и на его родине. 

Посмотрев малазийские университеты, кампусы и поговорив с людьми, я понял, что наша задача попадания в ТОП-100 мировых вузов не только не фантастична, но вполне реальна. Например, Университет Малайи сегодня занимает 151-ю позицию в рейтинге QS. Его показатели и количество студентов примерно такие же, как и у нас. Нобелевских лауреатов, сотрудничающих с университетом, тоже три-четыре, не больше. Лаборатории не поражают каким-то особым уровнем оснащения. По крайней мере те, которые меня пригласили посмотреть. А ведь обычно приглашают смотреть лучшее. 

Таким образом, те университеты, которые сегодня подбираются к первой сотне мирового рейтинга, безусловно, достигли высокого уровня в научно-исследовательской и образовательной деятельности. Но это уровень вполне достижим и для нас. Но далеко не все из этих университетов обладают таким культурным наследием и традициями, какие сложились в Томском государственном университете. Некоторые члены Международного Совета, побывав в марте в ТГУ, потом и на конвенции QS WorldClass в Пхукете, вспоминали отдел редких книг нашей Научной библиотеки и университетскую капеллу. Это еще раз убедило меня в том, что университет, и тем более классический, не должен «стесняться» своих культурных достижений в дискуссиях о том, что должно быть в современном университете, а без чего он может и обойтись. 

Конечно, одних только культурных достижений недостаточно, и с этим никто не спорит. Если кроме этого ничего больше нет, то надо менять вывеску «исследовательский университет» на «консерваторию» или «художественную академию». Но когда сформированы основные направления  научно-исследовательской деятельности университета и успешно функционируют его центры превосходства, то начинает более существенно выглядеть и его культурная составляющая. И она, в свою очередь, влияет на восприятие университета в целом. Начинает работать принцип взаимодополнения. Поэтому важным становится и то, и другое. 

У меня появилось еще больше уверенности в том, что при достройке некоторых важных вещей и более точной фокусировке нашего университета на карте позиционирования в международном научно-образовательном пространстве, мы достигнем своей цели как участники программы 5-100. Уже сейчас наши эксперты услышали аргумент Терри Каллагана об уникальных возможностях, которые может предоставить ТГУ всем, кто интересуется Сибирью как «мега-установкой»,  формирующей климат на планете. Кстати, Сингапурский технический университет позиционирует себя как «ответственного за то, что происходит на экваторе». И такая фокусировка очень хорошо запоминается! Конечно, это своего рода игра, но глупо в неё не играть, если все вузы, претендующие на статус «мировых», играют. И когда мы, наконец, определимся со своей уникальной нишей и идентичностью, тогда все увидят, что, кроме позиционирования у нас есть и школы, и культура, и традиции. 

Посмотрев на инфраструктуры, на людей, я окончательно понял, что наш университет обладает потенциалом, превосходящим многие другие вузы, которые стремятся в сотню лучших или уже подбираются к ней. Однако у нас есть одно серьезное слабое место, тормозящее все остальные позитивные изменения. Это – интернационализация. Несмотря на то, что ТГУ провел всю презентационную программу на английском языке, Международный совет не мог не увидеть, что английский язык ещё не стал вторым «рабочим» языком для большинства преподавателей и сотрудников университета. 

Должен признаться, что он не является пока таковым и для всего руководства ТГУ, включая меня. Хотя мы все регулярно занимаемся языковой подготовкой, но большинство из нас ещё не говорит на английском достаточно свободно. Эта проблема должна быть решена за ближайший год. По крайней мере, в марте 2016 года я должен буду отчитываться по «дорожной карте» перед Международным советом и отвечать на вопросы на английском языке. А в дальнейшем знание английского языка будет одним из критериев прохождения по конкурсу на все руководящие должности в ТГУ, начиная с заведующих кафедрами и лабораториями.

Конечно, необходимо срочно отлаживать мотивационные механизмы процесса перевода определенной части научно-образовательной и управленческой деятельности в университете на английский язык. Практика показывает, что просто обучение языку преподавателей на курсах повышения квалификации, да еще и «с нуля», особого эффекта не дает. Вложения огромные, а результаты минимальные. Гораздо эффективнее, если преподаватель знает, что за проведение лекций и занятий на английском языке он получит существенно больше денег. Тогда он будет гораздо серьёзнее относиться к своему обучению и захочет сам оплачивать свою языковую переподготовку, чтобы скорее выйти на новый уровень квалификации. Первые шаги в отработке мотивационной политики уже сделаны, но этого недостаточно. Поэтому, если у кого-то есть конкретные интересные предложения, приглашаю ими поделиться. Нам очень нужны ваши идеи! 

В общем же, задачи у нас вполне реальные: если кто-то и должен быть из 15 российских вузов в первой сотне, так это мы. Ли Куан Ю решал аналогичные задачи, но в масштабах страны. И делал это не только последовательно, но и очень жестко, поскольку их успешное решение было вопросом жизни и смерти. Для нас же это вопрос РАЗВИТИЯ. Поэтому у нас такие жесткие схемы работать не будут. В нашем случае нужно делать упор на коллегиальность и втягивание людей в процессы самоуправления. Но это тоже часть философии Ли Куан Ю, высоко ценившего коллективный разум и умение договариваться. Закончу блог его словами: «Если мы хотим преуспевать, то мы должны надеяться только на самих себя!»