ТГУ рассчитывает обучать анализу больших данных по 500 человек в год

29 Января 2020

Томская область одной из первых регионов РФ начала цифровизацию процесса управления, и нацпроект «Цифровая экономика» стал катализатором работы, связанной с анализом большим данных. С 2019 года в ТГУ работает Центр дополнительного образования (ЦДО), обучение там прошли уже почти 500 госслужащих, причем, не только из Томской области. Итоги работы центра и другие смежные вопросы эксперты обсудили на круглом столе «Цифровая экономика»: решение задач региона с помощью Big Data. Опыт внедрения».

Томский госуниверситет в числе первых получил право готовить руководителей по работе с большими данными. Обучение ведется за счет гранта Агентства стратегических инициатив и Университета 20.35, число обучающихся – порядка 500 человек в год. После успешного опыта 2019 года вторую заявку на этот грант ТГУ направил в ноябре и надеется получить финансирование еще и в 2020-м, и в последующие годы реализации нацпроекта «Цифровая экономика».

Перспективы для этого есть, поскольку проект ТГУ направлен на подготовку кадров не только в Томской области. На данный момент в ЦДО по программе длительностью 108 часов обучились представители 12 регионов РФ, в том числе 11 российских университетов. Это 505 человек, из которых всего 86 работают в нашем регионе. Из остальных субъектов РФ самым крупным по числу обучающихся управленцев стала Якутия – 194 человека.

По итогам Томская область зарекомендовала себя как регион, который будет специализироваться на обучении управленцев в сферах образования, здравоохранения и других услуг социального характера.


Именно Томская область получила право не только обучения граждан, но и разработки соответствующих образовательных программ, которые могут быть использованы в других регионах. И мы должны усиливать эту работу, потому что наши специалисты разъезжаются по другим регионам, так как становятся востребованными. А заказ на таких специалистов кратно выше, чем их количество сейчас, – отметила на круглом столе заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.

В свою очередь, заведующий лабораторией наук о больших данных и проблемах общества ТГУ Вячеслав Гойко добавил: реализация нацпроекта «Цифровая экономика» касается даже тех категорий населения, которые вообще могут не иметь никакого отношения к экономике или процессу управления. В этом «цифровой» нацпроект смежен, например, с другим национальным проектом – «Демография».

Находясь в отпуске по уходу за ребенком, женщины могут встроиться в экономику страны, в том числе получить образование либо сменить его. Через нашу образовательную программу прошли уже две команды таких женщин, и они вместе сейчас работают над проектом – как вовлекать новые технологии на период их нахождения в декретном отпуске, – пояснил Вячеслав Гойко.


Также особо он отметил команду технопарка «Кванториум», которая прошла обучение по программе ЦДО.

Существует проблема правильной профориентации. В России огромный дефицит физиков, например. Мы считаем, что правильная профориентация в «Кванториуме» имеет огромную базу образовательных мероприятий, нацеленных на подготовку и развитие в детях таких навыков. И она может поспособствовать в дальнейшем уменьшению этого дефицита, – рассказал Вячеслав Гойко.

Работа по управлению большими данными и их анализом началась в ТГУ еще в 2016 году. Тогда университет начал реализовывать исследовательские проекты в части анализа больших данных на стыке социальной сферы, сферы безопасности жизнедеятельности и сферы образования. Программа ЦДО подразумевает командное обучение с распределением ролей – на руководителя, аналитика, технолога, который работает непосредственно с данными, но и включает при этом индивидуальную образовательную траекторию для всех слушателей.

Все программы центра, уточнил начальник отдела информационных технологий Института дополнительного образования ТГУ Артем Фещенко, сфокусированы на соединении данных, которые есть внутри образовательных организаций, например, об успеваемости учащихся, с большими данными, которые наблюдаются по субъектам РФ. Эти данные есть в первую очередь в открытых источниках, в социальных медиа. За счет такой открытой информации, как правило, и происходит трансформация базовых процессов. Так, у ТГУ есть опыт по работе с большими данными о потенциальных абитуриентах, анализ по информации из соцсетей.

Эта работа также является и профориентационной для школьников, помогает им найти свое место в жизни. Третий год мы уже проводили приемную кампанию, используя этот подход, и в целом за этот период проанализировали почти 1 млн абитуриентов в нашей базе. И если сначала мы фокусировались только на Томской области, то в прошлом году в поле зрения были и все соседние федеральные округа. В итоге около 700 абитуриентов через эту методику мы смогли привести в Томск, – рассказал Артем Фещенко.

Ведется анализ успеваемости студентов, привлеченных по данной методике, он показывает, что у них сильнее мотивация к учебе и больше индивидуальных запросов на развитие. Сейчас эта модель в порядке эксперимента уже апробируется в нескольких университетах из других регионов.

Но и на этом мы не останавливаемся, развивая идею цифровых двойников абитуриентов и студентов в два новых направления, – добавил Артем Фещенко. – Первое связано с безопасностью – выявлением и профилактикой детей, склонных к девиантному поведению. Это и стрессы, и суицидальные настроения, и поиск небезопасного контента. Второе направление – поиск талантов, но тут мы опять же фокусируемся на проблеме, как эти таланты развивать, а не только находить готовые. Это наш совместный проект с фондом «Талант и успех» образовательного центра «Сириус».


По словам Людмилы Огородовой, власти ожидают, что томский опыт в цифровизации экономики используют не только университеты, но и ссузы, и даже школы, которые реализуют подготовку по компетенциям, связанным с «цифрой».

Центральным звеном процесса цифровизации экономики, подчеркнула замгубернатора, являются люди – для успешной реализации нацпроекта необходимы подготовленные кадры, которые знают, как руководить большими данными, понимая, что это не только повышает производительность труда, но и снижает различные риски – финансовые, производственные и так далее, а значит, положительно влияет на рост экономики и качество жизни.

Кроме проектной деятельности, образовательная программа центра подразумевает сборку цифрового следа. В образовании цифрового типа это один из инструментов оценки уровня компетенций, приобретенных слушателями. Он наиболее четко отслеживает каждого конкретного обучающегося. В 2020 году грант будет подразумевать развитие самых успешных проектов, которые были разработаны в 2019-м – как их можно внедрять и совершенствовать, – подытожил куратор программы, директор Межрегионального супервычислительного центра ТГУ Сергей Орлов.


Центр компетенций по цифровой экономике «Управление, основанное на данных» (CDO, Chief Data Officer) начал работу в ТГУ благодаря победе в федеральном конкурсе. Проект реализуется при поддержке администрации Томской области.  Партнерами вуза по проекту являются IT-компании Rubius, Enbisys и «Эконофизика». 
Круглый стол «Реализация нацпроекта «Цифровая экономика»: решение задач региона с помощью Big Data. Опыт внедрения проектов и цифровых решений по управлению данными в Томской области» состоялся в медиацентре РИА Томск. В нем приняли участие заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова; директор Межрегионального супервычислительного центра ТГУ Сергей Орлов; заведующий лабораторией наук о больших данных и проблемах общества ТГУ Вячеслав Гойко; начальник отдела информационных технологий ИДО ТГУ Артём Фещенко; генеральный директор компании Enbysis Дмитрий Бубнов; учредитель компании Rubius Антон Кудинов.