Первый проректор Виктор Дёмин о ТГУ и Большом университете

4 Июня 2020

Одним из самых крупных проектов ближайшего времени для ТГУ является создание Большого Томского университета. Для вуза это означает не только объединение потенциала с другими организациями томского НОК, но и существенную внутреннюю работу. Как продвигается работа над проектом, как вузы уже включились в нее и с какими проблемами столкнулись на этом этапе – в интервью Виктора Дёмина, первого проректора ТГУ и зампредседателя Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций.

Виктор Валентинович, вы курируете создание Большого университета и как зампредседателя консорциума, и как первый проректор ТГУ. Что на данном этапе уже сделано в организационном плане?

– Концепция Большого университета изначально строится на двух основных принципах: сохранении «юридического и исторического лица» и понимании всеми участниками проекта своих интересов, осознании, что улучшится в конкретном университете, в Томске от такой коллаборации. Сейчас для разработки предложений по созданию Большого университета создано более 30 рабочих групп, это около 350 человек. Каждый университет сам предлагал участников в рабочие группы. В группах рассматриваются вопросы разных уровней – краткосрочные (например, создание совместных сервисов и служб), вопросы, связанные с крупными совместными проектами, большими вызовами (цифровой университет, исследования Арктики, MegaScience и др.), а также нормативно-правовая модель интеграции вузов и НИИ в Большом университете. Они все уже начали работу, некоторые уже доложили о результатах на заседании Совета Томского консорциума.

На данный момент уже стало понятно, что нужно делать в этом году, а что начинаем в следующем. Например, вузы договорились, что в этом году проведут единую приемную кампанию, с единым лэндингом. Это большая работа, потому что приемные кампании в университетах – это инструменты очень тонкой настройки, и просто механически их сложить невозможно. Сейчас перед ними задача – к осени определить параметры следующей приемной кампании, которая будет помогать вузам выполнять план по набору, оптимизировать эту деятельность и более активно привлекать талантливых и мотивированных абитуриентов со всего мира.

Другой пример – группа по совместной аспирантуре, которая уже договорилась о создании совместных аспирантских научных школ, в том числе с научными институтами. Очевидно, что в этой идее очень заинтересованы как академические организации, которые нуждаются в большем количестве аспирантов, задействованных в исследованиях, так и вузы, ведь аспиранты получают возможность работать с оборудованием НИИ, иногда уникальным, а проведение совместных семинаров и подготовка совместных публикаций, несомненно, повышает уровень исследований. Идея, кстати, очень похожа на одно из направлений, проекта «Академический университет», в свое время его реализовывал в ТГУ нынешний президент вуза Георгий Владимирович Майер.

Какие проблемные точки выявила деятельность рабочих групп Большого университета?

Можно уверенно утверждать, что существует проблема, связанная с маркетингом образования. В нашем городе, да и в России, пожалуй, нет достаточного количества людей, которые могут оценить потребность мирового рынка, а, следовательно, подтвердить необходимость разрабатывать и возможность «продавать» те или иные образовательные программы. Обсуждения этой проблемы переросли в создание отдельной группы, которой поручена, в том числе, и проработка вопроса подготовки таких специалистов для томских и российских вузов.

Похожие вопросы возникли и со специалистами в области образовательного права – это специализация, которая очень востребована сейчас в формате Большого университета. Простой пример: как вузы должны оформлять свои отношения при передаче друг другу образовательных программ, при совместном использовании онлайн-программ? Здесь и юридические аспекты, и финансовые, и вопросы авторства. Сейчас мы в ТГУ рассматриваем возможность создания образовательной программы по этому направлению, чтобы готовить нужных Томску и российскому высшему образованию специалистов.

В этом смысле Большой университет стал катализатором многих процессов, а возможность их запустить появилась только при объединении усилий всех игроков рынка. Например, ТГАСУ инициировал создание рабочей группы «Доступная Арктика», где будут использоваться их компетенции по строительству в экстремальных условиях, разработки ТГУ и политеха– по изучению жизни в подобных условиях, экологические исследования, ТУСУРа – в области связи, а также разработки академических институтов Томска (ИОА, ИХН и др.). Другой пример – ТУСУР, ТГУ и ТПУ объединили свои наработки в сфере молодежного предпринимательства.

В самый разгар разработки Большого Томского университета случилась пандемия – повлияло ли это на вектор развития проекта?

Безусловно. Например, в марте, когда вузы перешли на дистанционный формат, рабочая группа по онлайн-образованию инициировала размещение ряда онлайн-курсов на общей платформе и открытый доступ к этим ресурсам всех университетов Томска, это было своевременным и очень полезным решением в условиях пандемии.

Большое влияние пандемия оказала на работу группы, которая занимается вопросами совместной инфраструктуры, например, им необходимо обратить особое внимание на аспекты безопасности приезжающих в Томск студентов, прописывать регламент нормативного обеспечения.

Появились и новые задачи, которые мы откладывали на будущее, но они актуализировались раньше. Например, стали думать о том, как проводить онлайн-занятия на специальностях, где образование невозможно без работы в научных лабораториях. Одним из решений здесь является удаленный доступ к эспериментальным установкам.

Проект создания Большого Томского университета объединяет вузы Томска и академические институты в единый научно-образовательный центр, подразумевается ли, что всем участникам проекта придется проводить и внутренние реформы?

Все университеты мира сегодня интегрируют свои ресурсы, компетенции, усилия: мы видим, что немногие проекты делаются представителями одной специальности и даже одной организации. Междисциплинарность, трансдисциплинарность, развитие горизонтальных связей при реализации глобальных проектов – это наша реальность, и ее невозможно игнорировать. В этом смысле реализация Большого Томского университета потребует от всех участников не только вхождения в общие инициативы, но и корректировки внутренних процессов.

ТГУ тоже предстоит «работа над собой», включая подготовку специалистов, которые требуются нашим академическим, промышленным партнерам, нашему региону, с его уникальной научно-образовательной направленностью. Перед Томском стоят серьезные цели: и экспорт образования, и привлечение иностранных студентов, и развитие города-университета, и создание новых технологий. Все это требует координации, которую осуществляет Консорциум, и напряженной внутривузовской работы, которую университеты реализуют сами. Задача офиса первого проректора в данном случае – интегрировать эти два вектора, подключая работу с промышленными и бизнес- партнерами.

Большой университет соразмерен большим задачам, и в этом главная особенность данного проекта.