Какой человек нужен университету?

26 Июня 2015

Работу семинара открыл проректор по программам развития ТГУ Дмитрий Сухушин, который отметил, что университет продолжает работу по формированию целевой модели. Одним шагов в этом направлении стали лекции Петра Щедровицкого, которые он посвятил роли университета в современной социокультурной ситуации. Наша задача, понять, как данный материал мы можем использовать в дальнейшем, и семинар является одним из мероприятий в этой работе.

Установочное выступление сделал Андрей Зоткин – координатор рабочей группы по актуализации целевой модели университета. В своем выступлении он остановился на проблеме изменения содержания антропологических оснований, как в современных исследованиях, так и в разработках. Традиционно антропологический вопрос в образовании рассматривается как определение модели человека (студента, выпускника, и т.д.). Означает ли это, что ответом на вопрос, какой человек нам нужен, мы решаем антропологический вопрос?

По мнению докладчика, определение модели человека обуславливает дегуманизацию образования. Антропологические основания предполагают определение не столько человека, сколько условий, в которых он находится, и условий, позволяющих ему построить свой жизненный путь, найти (образовать) свой личностный смысл. В этом плане не университет определяет, какой человек нам нужен, а студент, решает, каким человеком ему стать, по какому пути он пойдет, в какую деятельность и коммуникацию каких сообществ он будет включаться. Работа по сопровождению индивидуальных образовательных программ и должна помочь студенту.

Содоклад сделала профессор философского факультета ТГУ, участник рабочей группы – Галина Петрова. Она отметила, что рассматривая антропологические основания модели университета, нам так или иначе потребуется ответить на вопрос, как мы понимаем сегодня современного человека. Если это не модель, то тогда это должен быть портрет, образ. И сегодня различные авторы выдвигают гипотезы этого портрета – «трансформер», «снаряд» и т.п. Далее, мы должны определить условия, при которых этот образ возможен. Одним из ключевых условий, отметила Галина Петрова, является корпоративная культура университета.

В дискуссии семинара приняли участие ректор ТГУ Эдуард Галажинский, профессор ФСФ Виталий Клочко, доцент ИФ Виктор Соколов, заместитель директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ Елена Сухановаи др. Участники дискуссии отметили, что необходимо определить на каких научных антропологических основаниях выстраивается модель университета (философских, психологических, педагогических и пр.) и в какой научной концепции. Антропологические основания касаются не только студента и, индивидуальных образовательных программ, а шире, что требует обсуждения границ антропологизации. Важно определить кого, кто и в каких направлениях сопровождает? Как определить направления индивидуальных образовательных программ?

Подводя итог, ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил, что нам важно ответить на вопрос, чем мы, как университет отличаемся от других. Важно, чтобы модель была понятна разной аудитории. Надо построить пирамиду, от глубинных оснований до простых документов, которые объединяет общая логика и основания.

В результате работы семинара в качестве здания было сформулировано три элемента актуализации целевой модели университета:

– Портрет университета как сообщества: кого он объединяет?

– Какими качествами обладают преподаватели, студенты, выпускники?

– Какие качества могут развиваться в данном сообществе?

Определение понятия и процесса сопровождения индивидуальных образовательных программ, включая того, как в этом процессе определяется человек. Условия сопровождения индивидуальных образовательных программ.

Приглашаем всех желающих на семинары рабочей группы по определению антропологических оснований модели университета.

Следующий семинар рабочей группы состоится 30 июня в 16-30 в ауд. 145 НИИ ПММ (Институт инноваций в образовании).