Тест Тьюринга, шаманы и зомби: путешествие первокурсников в поисках ответов или успешное погружение в ядро бакалавриата ТГУ

28 Сентября 2020

10-12 сентября 2020 года прошел трехдневный марафон игр по критическому мышлению для первокурсников Томского государственного университета в рамках проекта «Разработка и внедрение образовательного  ядра  бакалавриата ТГУ».

Начало пути

Онлайн-игра "Путешествие героя" (текстовый квест, организованный на сервисе Discord) была разработана и проведена преподавателями и модераторами Ядра бакалавриата ТГУ.

Цель квеста – познакомить первокурсников пяти факультетов и институтов (факультет журналистики, факультет исторических и политических наук, философский факультет, институт искусств и культуры и институт экономики и менеджмента) с программой, ее структурой, преподавателями, модераторами, типичными заданиями и способами работы (групповое решение кейсов, творческие задания).

На протяжении летнего периода команда проекта разрабатывала задания, логистику, занималась подготовкой модераторов, налаживала взаимодействие с факультетами.

По сюжету первокурсники - путешественники по четырем мирам (миф, религия, наука, философия). Они – Искатели (истины, знаний, последних ответов). Модераторы – Проводники и Чтецы карты, единственные, кто способен прочесть ее и безопасно провести группу к цели путешествия.

Работа по подготовке первокурсников к участию в квесте началась задолго до его проведения. В социальной сети «ВКонтакте» была создана группа для абитуриентов, где размещались полезные материалы и велось сопровождение самостоятельной подготовки участников к выполнению заданий. Модераторы дистанционно собирались со своими подопечными несколько раз. По оценкам как организаторов, так и участников, все усилия по подготовке себя оправдали.

 

Ачивки и сеттинг

Наблюдения модераторов показали, что формат интенсива позволил первокурсникам «вылезти из скорлупы»:

- Поначалу они молчали, а в игре прям расцвели, - делится впечатлениями модератор Алишер Айдос.

Скептики и стесняющиеся уже к середине маршрута активно составляли вопросы на тесте Тьюринга и высказывались о решении кейса.

Многие первокурсники подтвердили, что стали лучше разбираться в сути и задачах «Ядра бакалавриата», его структуре:

«Нам говорили, что Ядро – ерунда, не интересно, дурацкие вопросы. Но нет! Это безумно увлекательно, хорошие, сбалансированные задания. Через вот такой процесс геймификации мы прошли по важным экзистенциальным и культурным вопросам. Опять-таки у меня был диссонанс игра-квест и обучение, но по итогу все получилось. И за это спасибо большое всей нашей команде, вы все сообразительные и крутые! И спасибо (модератору) Злате за хорошее руководство нами и объяснение, даже утром в субботу», - Владимир Журавлёв, ФИПН.

«Чувствую теперь себя подготовленным к учебному году», - Иван Соколов, ФИПН.

Диля Куш, иностранный студент ФИПН, отметила восполнение «пробелов», как важный личный результат интенсива:

«Thanks to this game I realised some of areas that I have missing points but also thanks to moderators such as you, with help, being unaware about art or other subjects has become no problem. For such a short time I learnt so many things. Also my favourite part was the asking questions to someone we don't know because it started to taught me how to ask questions for results we want». (Благодаря этой игре я познакомилась с некоторыми областями, в которых мне не хватает знаний. С помощью модераторов незнание искусства или других предметов не стало проблемой. За короткое время я узнала так много нового. А моей любимой частью было задавать вопросы кому-то, кого мы не знаем. Это задание показало, как правильно задавать вопросы для получения желаемых результатов)

Также студенты выделили и высоко оценили атмосферу игры, продуманный сценарий, а также указали на перспективы улучшения образовательных технологий проведения онлайн-занятий. Над ними и продолжит работать команда «Ядра». 

Иван Сидорин, студент ФИПН, подробно отметил такие плюсы игры, как вдумчивый, поэтично составленный текст квеста, оформленный в последовательное произведение, красивая легенда квеста с башней и осколками призмы, «безумно крутые» арты с башней, а также хорошо оформленные посты в группе Ядра ВКонтакте, интересные и нетипичные многоуровневые задания, над которыми можно долго размышлять и так же долго дискутировать с собеседниками.

По ту сторону: модераторы

Первокурсники не знали, что каждая игра сопровождалась обменом переживаний и обсуждением в чате организаторов. Модераторы – это преподаватели и студенты, большинство из которых сами обучались на программе «Ядра бакалавриата».

Для Авдеенко Златы, студентки 2 курса МО ФИПН, этот опыт оказался личным вызовом:
«Игра-погружение стала для меня проверкой моих возможностей и способностей в качестве роли модератора. На этапе подготовке к игре было не так легко, как представлялось сначала. Во время сбора групп возникли сложности с тем, что первокурсники неохотно шли на контакт, практически никак не отвечали.Так как я новичок в модераторстве, мне было очень важно самой, в одиночку пройти игру с группой. Всегда в приоритете, чтобы те люди, которые находятся под моим «надзором» не свернули с пути и нашли верное решение».

Модератор Полина Кныш, студентка 3 курса ИИК, так оценила работу участников:
«После пары наводок и объяснений, что ошибиться тут (в решении кейса) вообще почти невозможно, обе команды понимали, что нужно делать. В каком-то плане было проблематично, что они находили одно решение и успокаивались, не пытались его как-то докрутить, поэтому приходилось задавать наводящие вопросы для поиска иных вариантов. Студенты ФИПН оказались реально реактивные, ядерные, как угодно. Они и тексты анализировали быстро – особенно если брать ключевые слова, и на вопросы отвечали последовательно, дополняя друг друга».

В общем работу команды оценила уже опытный модератор Тамара Лобачева, студентка 3 курса Высшей школы журналистики:
«Игра была сложной, но это полезный опыт, который, как я думаю, удался. Если говорить о работе модераторов в целом, то это, безусловно, был большой шаг вперёд для нас как для команды. Мы смогли сработаться вместе, помогать в каких-то моментах, забрать друг у друга “потеряшек” и ничего особо не напутать. Сейчас многие, кто действительно работал, пишут, что игра им помогла. Пользуясь случаем, скажу спасибо всем тем, кто сделал эту игру возможной. Это самый удивительный проект, в котором я принимала участие».

 

По ту сторону: преподаватели

Для преподавателей интенсив оказался также богат на инсайты, как и для участников. Например, Новикова Элеонора Геннадиевна, преподаватель ТГУ, работавшая по ту сторону «теста Тьюринга», продолжает осмыслять процесс:

«Несмотря на то, что накануне была весёлая и удачная репетиция с модераторами, перед первой игрой, конечно, волнуешься. И вот заходит первая группа студентов и задаёт первый вопрос: «После бракосочетания вы бы сказали: «Я женат» или «Я замужем»?» Обманывать нельзя, можно уклоняться от прямого ответа, но надо делать это изящно… Надо же, думаю, расколоться на первом же вопросе! Сижу в ступоре, смотрю в монитор. Коллеги в голосовом чате уже начинают волноваться: отчего я не отвечаю… и тут я слышу голос Софьи Юрьевны: «Я бы ответила: married». Коллеги, что бы я без вас делала?! Ступор был преодолён, и игра пошла, интрига закрутилась. В каждом новом раунде под напором вопросов рождались какие-то новые ходы, неожиданные решения. Это были славные поединки! Как филолог, я сделала для себя много интересных наблюдений о речевом поведении не только мужчин и женщин (т.к. читала и ответы своего напарника – Виктора Владимировича, который мыслит настолько иначе, что невольно приходишь в восторг), но и студентов разных специальностей. Одни подходили к решению кейса через устойчивые социальные роли, другие анализировали детали детства, третьи старались установить психологические характеристики респондента, его вкусы и привычки. Команды проявляли изобретательность и проницательность, и запутать их было не так-то легко. От игры я получила неимоверное удовольствие и после часто мыслью возвращалась к ней, пытаясь проанализировать и понять, как зарождается этот общий азарт, и как научиться привносить такой азарт в занятия со студентами».

 Своими впечатлениями поделился Расколец Виктор Владимирович, преподаватель ТГУ, который выступал в роли собеседника в онлайн-чате на одном из заданий:

«Я оказался в качестве одного из "подопытных" на тесте Тьюринга. Становилось немного волнительно – нужно было думать, как дать ответ и, в тоже время, не выдать себя с головой. Приходилось рефлексировать по поводу своей позиции. Временами было забавно запутывать наших "путешественников", давая вначале ответы, указывающие на один пол, а затем на другой. Но я честно старался оставлять "лазейки". Не все группы смогли преодолеть это испытание. Некоторые задавали чисто "физиологические" вопросы, на которые, разумеется мы не могли отвечать прямо. Но у большинства получилось пройти тест. Это говорит о том, что у наших первокурсников есть не только умение анализировать полученную информацию. Они также обладают впечатляющей интуицией и чутьём, которому можно позавидовать. Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравилось».  

Миссия выполнена

   Итоги интенсива подвела Юлия Станиславовна Осаченко, научный руководитель проекта «Образовательное Ядро бакалавриата» ТГУ:
«Делать образовательную игру с нуля, ориентируясь лишь на общую идею – достаточно серьезный вызов. Тем приятнее, что нам удалось достичь целей:

1) познакомить студентов первого курса с модулем Ядра бакалавриата, его дисциплинами, преподавателями, модераторами, форматами работы;

2) представить в интерактивной форме концепт “КАРТИНА МИРА” как определенную мировоззренческую оптику (способ моделирования реальности со своим языком, методами, способом деятельности);

3) мотивировать, заинтересовать студентов для вовлеченности и продуктивного включения в образовательный процесс;

4) показать студентам на примерах заданий и способах групповой работы – в чём полезность навыков и умений, которые дает «Ядро».

Feedback

По итогам квеста модераторы, преподаватели получили много отзывов и благодарностей, которые участники опубликовали в группе события. 


«Чувствуется погружение в эту историю и ощущается масштаб проделанной работы», - Елизавета Горячева, ИИК

«Опыт очень крутой, работала с такой программой и системой впервые, очень полезно и интересно, было здорово послушать своих однокурсников, узнать их способности и навыки и убедиться в том, что они очень классные! Благодарна нашей кураторке (Мадина, спасибо!) за то, что в своё личное время провела для нас пробную встречу и открыла курс Ядра. Надеюсь, если начало крутое, то и в дальнейшем будет очень познавательно», - Евгения Лагутина, ФЖ.

«Я ожидал многого, но то, что было сегодня, меня сильно удивило и превзошло все мои ожидания», - Павел Фирсанов, ФИПН

«Начали за упокой, закончили за здравие», - Полина Милютина, ФсФ.

«Честно говоря, я думала, что будет неинтересно, так как был опыт подобных игр, и они проходили скучно. Но было довольно весело и интересно, за что я особенно благодарна своей группе и тем, кто организовал игру», -Дана Трабаева, ИИК.

«Про команду: ребят, спасибо, что дали возможность кайфануть, потому что, благодаря вашему активу и вовлечённости в процесс было интересно. Каждый - большой молодец, кто отнёсся с ответственностью и собрался в нужный момент», - Мария Ольховская, ФИПН.

«Игра действительно была очень интересная, вопросы были вполне решаемы. И тот, кто  присутствовал, я уверена, точно не пожалел о том, что проснулся рано утром в субботу. Спасибо всем за игру!», - Дарья Сотникова, ФИПН. 

На основе отзывов первокурсников организаторы составили список самых сложных и самых понравившихся заданий, а также необычные решения кейса по мифу.  

Топ-3 самых сложных заданий:

1) Кейс (религия)

2) Кейс (миф)

3) Проблема вагонетки (философия)


Топ-4 самых полюбившихся заданий:

1) Тест Тьюринга (наука)

2) Ребусы (религия, миф)

3) Кейс зомби-апокалипсис (философия)

4) Аристотель и Платон (философия)


Топ-6 самых нестандартных решений кейса про шамана и дикобраза (миф):

1) дикобраз активируется, когда появляется радуга, и убивает людей

2) "Радуга - символ богатства. Охотник тырил у своих, и был наказан небесным фондом борьбы с коррупцией"

3) радуга стреляла дикобразами

4) свиток сворачивается как дикобраз

5) заколоть радугу стрелами

6) допрос духа мёртвого дикобраза

7) Таронхайвагон от группы ФИПН (“придумать и изобразить визуальный символ с основными атрибутами героя” – задание из блока по мифам). 

Таронхайвагон – в мифологии североамериканских индейцев ирокезов бог-демиург, покровитель охоты.