2-й модуль

Результаты второго модуля

21-22 июня 2018 г. состоялась сессия второго модуля Форума «Университетская лига»

Возможно, краткое обобщение работы на второй сессии покажется не совсем точным тем, кто участвовал. Это хороший повод уточнить наше общее понимание на следующих встречах. Мы еще ищем форму объективации результатов совместного обсуждения. Предложения и поправки приветствуются.

В продолжение направлений, намеченных ранее, внимание участников было сфокусировано на трех областях, нуждающихся в переосмыслении и новых инициативах:

- условия развития

- ценность сотрудника

- обновление образовательных форм

Было предложено в этот раз рассматривать проблемные направления в контексте молодежной политики университета, в том числе проблематизируя сам вопрос о необходимости нормативного понимания молодежной политики в ТГУ: нужна ли она? Есть ли она? Если нужна, то какая?

Группы обсуждений сформировались по следующим темам:

- принцип отбора, сохранения и привлечения в университет молодых ценных сотрудников

- образ образования

- принципы индивидуального контракта

Презентации и тексты выступлений на сессии вошли в интеллектуальную историю жизни профессионального сообщества «Университетская лига». Они доступны для ознакомления и переосмысления в архивах информационного ресурса проекта. В данном сообщении мы предлагаем обобщение смыслов и положений, прозвучавших в обсуждениях.

Активность участников имеет смысл, даже если результат еще не выглядит завершенным и принятым к действию

Как в любом инициативном социальном проекте мы должны учитывать то, что порождаемые процессом обновления социальные формы, с большой вероятностью не будут соответствовать провозглашаемым на начальных этапах принципам и ценностям (как известно, революции не освобождают от насилия, а приводят к новым формам насилия, реформы не уничтожают старые проблемы, а создают новые механизмы их осуществления и т.д.). «Университетская лига» должна перейти к этапу институционализации, но при этом не стать административной структурой или структурой, «работающей» на администрацию. Проще говоря, следует отметить, что активность участников не используется, и надеемся, не будет использоваться в интересах администрации. Собрания «Лиги» это не способ эксплуатации интеллектуального потенциала сотрудников. Обсуждения в «Университетской лиге» это действительно то, что есть в представлениях и речи сотрудников университета. Не больше и не меньше. Собрания «Лиги» это фактический след в пространстве бесконечных и быстро сменяющихся риторических объектов.

На второй сессии «Лиги» не было разработано готовых проектов или нормативных документов. Но то, что было сделано, явилось важным шагом для понимания того, что на самом деле происходит и будет происходить в университете.

Идея (образ) образования (университета)

Высказанные предложения, их направленность, часто противоречивость, незавершенность и пр., свидетельствует о том, что сообщество ищет перехода на новый уровень жизни и управления. И на основании обобщения высказанных идей можно сказать, что предполагаемый уровень управления университетом – это уровень идентификации Университет Имен.

Индивидуализация, проактивность, творческая преемственность, привлекательность, укорененность и свобода современного университета требуют не просто совершенствования «нормативной базы», а новой политики, базирующейся не на нормативных характеристиках сотрудника (нормативные характеристики определяют только «нижний», необходимый уровень присутствия в университете, определяют причины «не выгонять», но не определяют творческие, правовые аспекты), а на процессе создания Имени.

В форме простых вопросов:

- Зачем студентам приходить в ТГУ? За именем.

- С кем студенты должны иметь дело в ТГУ? Со специалистами, имеющими имя в своем деле.

- Что является интегративным критерием доверия и ответственности к ТГУ? Имя.

- Что остается, когда сотрудник или выпускник ТГУ уезжает из Томска? Имя.

- Что известно о ТГУ за пределами ТГУ? Имена.

- Что является предметом контракта? Имя.

Но требует ответа и главный вопрос: что есть имя для университета, для университетского сотрудника?

Эта идея не отвергает существующую нормативность организации, но открывает путь для создания дополнительных форм развития и возвращает к главному. Контракты университета должны составляться на языке имен. Как это осуществить – тема следующих обсуждений.

Молодость – это права

Молодость – это не возраст, это форма существования. Разные бывают молодости и разные в связи с этим потребности. Молодежная политика университета должна защищать права молодых сотрудников, а для этого они должны быть артикулированы и приняты в университетском сообществе. Сегодня у молодых сотрудников много обязанностей. Но и издержек на интеграцию молодежи в университет тоже много и они не всегда продуктивны. Вероятно, попытки прописать обязательства («университет обязан ….» или «молодой сотрудник обязан…») в дополнение к уже существующим обязательствам, ни к чему не приведут. Но прояснять существующие аспекты неопределенности в молодежной политике тоже надо. Есть неопределенность по отношению к правам молодых сотрудников, в том числе по отношению к правам системы «профессор (руководитель) – молодой сотрудник», что может сделать для молодого сотрудника его руководитель? Что может позволить себе молодой сотрудник, опираясь на структуру университета.

Есть предложение о том, чтобы изменить функции кафедр, сделав именно их носителями молодежной политики.

Образ образования – экспорт молодежи

Проучиться в ТГУ на одном факультете все уровни образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и остаться работать в университете – это исключение и экстремальный случай. Нормально – проучиться некоторое время и уехать из Томска или перевестись в другой ВУЗ, приехать в Томск для повышения квалификации, работать после окончания не в университете, но иметь связь с университетом. Иными словами норма – это экспорт молодежи, а не «откармливание ее на убой и заморозка». В этой связи образ образования – это пространство и среда, а не программы (упаковка и складирование отходов производства).

Как строить образовательную среду в дополнение к существующим нормам и структурам? Как строить образование, накапливая его, а не истощаясь при уходе молодежи из университета? Это непосредственно связано и с вопросом о том, как усиливаться приходом молодежи в университет?

В это краткое обобщение не вошли конкретные предложения по реорганизации университета. Именно потому, что они конкретные и требуют не обобщения, а развития, уточнения, дополнения. Они доступны в презентациях. Возможно, для следующих сессий будет возможна более емкая форма сохранения конкретных предложений, например, в форме когнитивных карт.

Кроме того, что было обобщено в этом коротком тексте, многое образовалось в собственных головах участников. Мы надеемся, что следующий этап работы «Университетской лиги» создаст такую степень доверия совместной активности, что будут сформированы инициативные группы, направленные на то, чтобы «прожить мысль до конца» и способствовать доведению гипотез и предложений до обоснованных рекомендаций.

Благодарим всех участников. Ваша активность ценна и полезна.